Основатели ландшафтного дизайна

Как отдельная сфера деятельности и как самостоятельная профессия ландшафтный дизайн насчитывает немногим более ста лет. Это новая и современная профессия. Давайте немного познакомимся с ее историей и узнаем героев в лицо.

glavnaya_5.jpg

Известный американский ландшафтный архитектор Норман Ньютон, говоря о ландшафтной архитектуре, частью которой является ландшафтный дизайн, сказал так: «Ландшафтная архитектура как профессия насчитывает немногим более ста лет, тогда как искусство она существует с тех пор, как существует само человечество».


Лидерами в формировании новой профессии стали архитекторы и художники в Соединенных Штатах, Англии и Германии — наиболее быстро развивающихся промышленных странах того времени.


Англия
В Англии оформилось и вскоре стало наиболее влиятельным художественным направлением эстетическое движение «Искусства и Ремесла». Лидеры этого художественного объединения Уильям Моррис, Эдуард Бёрн-Джонс и Джон Рёскин стояли на демократических позициях и твердо считали, что искусство должно стать частью жизни всего народа, а не только нескольких избранных аристократов. Люди видели, что художник может изменить условия жизни человека, внеся в нее красоту и гармонию. Тем более что цена участия художника в создании для них дома и сада является вполне приемлемой. 

 
b_47.jpgГертруда Джекилл
Среди первых художников сада этого времени, которые стали пионерами той профессии, которую позже назовут ландшафтным дизайном, выделяется Гертруда Джекилл (1842–1932). Она начинала как художник и в молодости провела много лет в Париже, учась живописи у мастеров импрессионизма. Импрессионизм стал ее эстетической основой и методом создания садов. Когда она вернулась в Англию, поселилась в своем поместье Манстэд Вуд в небольшом поселке Годалминг, в собственном доме, к которому прилегали 6 гектаров земли, и превратила эти земли в сад. Здесь она экспериментировала с растениями и их сочетаниями, создав принципиально новые композиции, современные, впечатляющие и хорошо приспособленные к участкам небольших односемейных домов. Живя в небольшом городке, Гертруда Джекилл тем не менее вела активную общественную жизнь, часто посещая Лондон и другие крупные города. Она участвовала в деятельности клуба сторонников искусствоведа Джона Рёскина — одного из ведущих теоретиков «Искусств и Ремесел». Гертруда Джекилл написала 14 книг, множество статей, рисовала планировочные и цветовые схемы, создала собственную цветовую теорию, спроектировала одна или вместе с Лютиенсом около 300 садов. Впечатление от ее собственных садов, полных яркими цветами, разнообразными осенью и звучащими, как музыка весной, для современников было незабываемым. Ряды ее сторонников и заказчиков постоянно увеличивались.


lutyens.jpg

Эдвин Лютиенс
Важнейшей фигурой в распространении нового подхода к дизайну жилого дома и сада среди профессиональных архитекторов был Эдвин Лютиенс (1869–1944). Гертруда Джекилл познакомилась с ним, когда строила дом для своего поместья. Лютиенсу был заказан проект дома. Сотрудничество талантливого архитектора и Гертруды Джекилл продолжилось и после того, как дом для нее был завершен. Творческий союз Джекилл и Лютиенса является самым плодотворным и известным примером сотрудничества архитектора и мастера садового искусства до сегодняшнего дня. Вместе они создали более 70 садов, но главное, что их партнерство сформировало новый английский стиль для жилых домов и ландшафтного оформления участков, который был воспринят как образец во всем мире. Особенностью стиля Лютиенса было создание серии четких архитектурных пространств и видов, усиленных изящными архитектурными деталями. Гертруда Джекилл сопровождала и смягчала четкие архитектурные контуры Лютиенса изощренной цветовой живописью растений. Особняк Фолли Фарм и его сад полностью соответствует главным стилистическим особенностям работ Лютиенса — четкое полукружье лестницы между террасами сада, смягченное растениями; архитектурное окружение, формирующее приглашение в следующую зону сада; садовая скамья по рисунку Лютиенса; мощение «елочкой» садовой террасы; красный кирпич стен дома, характерный для стиля «Искусств и Ремесел»; кровля, завершенная высокой кирпичной печной трубой.
Еще два мастера ландшафтного искусства примыкают к движению «Искусств и ремесел».


Хьюго Бэйли-Скотт
Архитектор Хьюго Бэйли-Скотт (1865 — 1945) сформировал свой метод проектирования садов под воздействием Гертруды Джекилл. Он пришел к пониманию правильности и целесообразности принципов «Искусств и Ремёсел», так же как и нового инновационного подхода к созданию садов Гертруды Джекилл через свою работу архитектора-проектировщика. В конце XIX века он начал работать над застройкой нового жилого района Лондона — проекта пригородного поселка Хэмпстед Гарден. Проект продолжался довольно долго и содержал разработку множества односемейных домов. Несколько лет Бэйли-Скотт использовал методы Джекилл и Лютиенса, а в 1906 году в своей книге «Дома и Сады» сформулировал свою основную идею — «Прошло то время, когда первым проектировался дом, а затем его непосредственное окружение планировалось как сад в некоторой связи с ним. Теперь дом и сад являются продуктом единой первоначальной идеи, которая охватывает целое». Работам Бэйли-Скотта также присуще ощущение традиционности, глубокой укорененности в английской традиции, наряду с приемами движения «Искусств и Ремесел» в их самой демократичной версии.

Томас Маусон

Другой пионер ландшафтного дизайна этого времени был также из Англии. Первоначально Томас Маусон (1861–1933) был владельцем крупного питомника и садоводом. Впоследствии, взяв за основу идеи движения «Искусств и Ремесел», он занялся планировкой садов и парков, и как ландшафтный архитектор стал известен не только своими проектами городских и загородных поместий, но и созданием городских парков как в Англии, так и в Канаде, Греции и Австралии. Проект поместья Мунхилл в небольшом городке Куксфилд графства Сассекс ярко характеризует Томаса Маусона как приверженца школы «Искусств и Ремесел». Этот проект, относящийся к 1920-м годам, он приводит в своей книге «Искусство и ремесло создания садов». Дом занимает главное положение на участке, несколько выше нескольких террас регулярного сада, разбитых на четкие прямоугольники клумб, партеров и миксбордеров. Ярко расцвеченные растениями цветники представляют коллекцию многолетников, орнаментальных клумб и деревьев в топиарных формах. Наиболее характерная часть сада — это прямоугольный пруд с водяными лилиями и травяной газон по его сторонам. Сад ограждается стриженой изгородью из тиса. Маусон получил широкое признание среди мастеров ландшафтного искусства. Он был выбран первым президентом Института ландшафтных архитекторов, созданного в 1929 году.


США



Эндрю Доунинг и Калверт Во


Four-Seasons-Garden-6.jpgВ Соединенных Штатах среди основателей профессии ландшафтного дизайна выделяются три крупных мастера, которые создали новый вид профессиональной деятельности и целую сферу паркового хозяйства в быстро строившихся городах. Эндрю Доунинг (1815–1852) был более известен как издатель основанного им в 1844 году журнала «Садовод». Яркий публицист и общественный деятель, Доунинг прилагал много сил, чтобы желание создавать парки и сады стало одной из привычных особенных черт характера жителей американских городов. Он приглашал в крупнейшие города США архитекторов и садоводов, знакомил их с политиками и городским управляющими, читал лекции и писал статьи. Его практические работы немногочисленны, но отличаются национальной общественной значимостью и безукоризненным классическим стилем. В сотрудничестве с английским архитектором Калвертом Во (1824–1895), приглашенным Доунингом в Соединенные Штаты, они создали проект национального Молла — перспективы, соединяющей Капитолий и мемориал Вашингтона, планировку ландшафта возле Капитолия и спроектировали участок Белого дома в Вашингтоне.


Фредерик Лоу Олмстед
После Доунинга лидером в пропаганде ландшафтного искусства и ведущим мастером садов в США стал Фредерик Лоу Олмстед (1822–1903). Будучи первоначально журналистом по профессии, Олмстед понимал значение общественного мнения и роль инициативы в любом деле. Опираясь на идеи Доунинга, в сотрудничестве с бывшим партнером Доунинга, Калвертом Во, Олмстед спроектировал в 1858 году Центральный парк Нью-Йорка. Этот проект изменил ход и направление планировки городов в США, а затем и во многих других странах мира. Оригинальная концепция Олмстеда предлагала городской парк как участок нетронутой природы среди непрерывной каменной застройки города — своеобразный сюрприз красоты ландшафтного искусства среди непрерывных улиц. Новым в этой концепции было то, что в парке были сделаны удобные аллеи и парковые дороги, которые, обеспечивая необходимую доступность, тем не менее подчинялись ландшафтному замыслу. Природный вид ландшафта не был изначальным — это результат живописного планирования Олмстеда и Во. Они ввели искусственно вырытое озеро, каменистые горы и лесистые рощи в южной части парка, мягкие, пологие склоны с газонами и лугами в северной. Главная регулярная аллея занимает центральную часть и завершается площадкой для торжеств и церемоний. Несмотря на все изменения последних полутора сотен лет, замысел Олмстеда по-прежнему сохранился и продолжает радовать людей своим разнообразием открытых пространств, тенистых рощ и удобных прогулочных аллей.


Германия


Карл Форстер

В Германии отцом современного ландшафтного дизайна называют берлинского садовода Карла Форстера (1874–1970). Работая в своей резиденции под Берлином, в течение долгой жизни, Форстер провел интродукцию более 650 видов растений, написал 27 книг и обучил в своем саду несколько поколений немецких мастеров ландшафта. Кроме питомника, Форстер имел и архитектурную студию, где были выполнены проекты сотен садов и ландшафтных композиций. Особенностью его художественного стиля было более живописное и свободное размещение растений в композициях, в сравнении с английским садовым дизайном. Он шире использовал экзотические растения из засушливых мест и полупустынь, каменистые холмы-рокарии и альпийские горки. Велик был вклад Форстера также в создание новых общественных парков в городах Германии, в расширение видового состава растений и формирование более свободных современных композиций при их планировке. Сад Форстера сохранился до наших дней и является местом паломничества для многих современных ландшафтных дизайнеров.